Правила перевозки пиломатериалов и леса автомобильным транспортом | Воскресенский ДОЗ
0
0 руб.

Правила перевозки пиломатериалов и леса автомобильным транспортом

Пиломатериалы требуются практически для любого строительства, поэтому подрядчики часто сталкиваются с необходимостью доставки к месту назначения большого объема древесины. Однако такие материалы нельзя бездумно грузить в самосвал и начинать движение. Во-первых, нужны особые прицепы и определенные условия, во-вторых, дерево «не любит» большую влажность, грязь и пыль. В-третьих, необходимы сопроводительные документы на лес. К тому же важно знать правила загрузки: нельзя плотно утрамбовывать пространство под завязку, просчитана определенная кубатура для стандартных прицепов.

Как видно, нюансов предостаточно. Из этой статьи вы узнаете о правилах перевозки леса на фурах, о нужных для этого документах, рекомендациях и запретах, а также прочих особенностях процесса.

Типы транспорта

Вариантов полуприцепов множество, однако не все из них одинаково подходят для перевозки леса. Перечислим основные разновидности фур с кратким обозначением их особенностей и приспособленности для транспортировки пиломатериалов.

  1. Еврофуры. Универсальное решение почти для любого груза: от мебели и даже до скота. Для перевозки леса тоже подходят.
  2. Контейнеровозы. Как уже ясно из названия, в таких машинах грузы «едут» в специальных контейнерах. Для пиломатериалов такой вариант не подходит.
  3. Изотермические грузовики. Служат для доставки пищевой продукции, так как в них регулируется и сохраняется заданная температура на всем пути следования.
  4. Самосвалы. Обычно стройматериалы в них и возят, но древесина к ним не относится. Ее крайне не рекомендуется грузить в откидывающийся кузов.
  5. Лесовозы. Специальные модели именно для транспортировки леса, в них для этого основательно продуманы крепления и конструктивные элементы.

Загрузка и разгрузка

Погрузка пиломатериалов в кузов — ответственный процесс. Важно выполнить эту операцию аккуратно, не повредив дерево и не создав опасных ситуаций для персонала. Целесообразнее всего использовать подъемный кран или вилочный погрузчик. С их помощью получится точно и правильно уложить материалы в кузов. Для ручного труда это слишком тяжелый и долгий процесс.

Также ручная работа нежелательна в целях безопасности.

При погрузке важно следить, чтобы лес укладывался по габаритам и соблюдалось равновесие. В противном случае дисбаланс может привести к тому, что грузовик перевернется. При разгрузке следует также следить за равномерным распределением остаточного веса.

Важные моменты при упаковке:

  • пиломатериалы естественной влажности упаковывают равномерно в пачки по объему и сортименту;
  • сухую древесину дополнительно оборачивают в гидроизоляцию, которая защитит сырье от осадков в дороге.

При подготовке леса к перевозке размещайте его рядом с трассой, не перегораживая въезд для спецтехники. Электрические провода в этом месте не должны проходить над землей ниже 4,5 м. При погрузке следите, чтобы материалы не перекрывали номер и не загораживали фары. У водителя должен быть хороший обзор в зеркала.

Разновидности леса

Лесоматериалом называют сырье, которое получают после распила деревьев. Разные типы отличаются обработкой и внешним видом:

  • круглые — сюда относятся бревна и кряжи;
  • пиломатериалы обрезные — доска, брус, рейка;
  • лущеные материалы, которые проходят спиральную резку;
  • строганые и профилированные — доска, брус, отделочные (евровагонка, имитация бруса, половая доска, блок хаус);
  • измельченное сырье — щепки, опилки, стружка;

По длине сырье можно классифицировать так:

  • короткие материалы — 2 м и менее;
  • средние — 2–6 м;
  • длинные — более 6 м.

Правила перевозки

При доставке леса необходимо соблюдать определенные правила. Первым делом груз нужно подготовить: рассортировать по длине и виду переработки.

Основные правила загрузки леса:

  • материалы должны располагаться в кузове равномерно, не допуская перекоса на одну сторону;
  • проверьте, безопасно ли размещен и закреплен груз. Водитель при этом должен обязательно выйти из машины;
  • бревна закрепляются кучно, на одном уровне. Отдельные стволы не должны нарушать строй.

Если перевозка лесоматериала планируется за границу, необходимо заранее уведомить об этом специальную организацию — Рослесхоз.

Каким должен быть грузовик

Если речь идет о лесовозах, то предъявлять особые требования к ним излишне — они и так оснащены всем для безопасной доставки сырья. Однако транспортировка леса возможна и в еврофурах. Правда, в этом случае придется установить дополнительные элементы:

  • колесные цепи и шипы. Они помогут сохранить устойчивость тяжелому грузовику на обледенелых или разбитых трассах;
  • металлические стойки. Образуют борта, которые изначально не предусмотрены конструкцией. Именно они смогут надежно сдержать груз;
  • панели-щиты. Это важная часть защиты кабины, которая остановит сползающие бревна и доски при погрузке или движении транспорта;
  • гребенки противоскольжения. Материалы нельзя грузить плотно, но вместе с тем они не должны свободно перемещаться по кузову. Такие ребристые вставки помогают предотвратить «свободное движение».

Документация

Перевозка леса без документов чревата ненужными рисками и задержками. Тем более что минимальный комплект не так уж сложно оформить. В него входят:

  • права категории Е;
  • договор о поставке;
  • накладная и путевой лист;
  • сопроводительный документ на древесину;
  • техпаспорт на грузовик.

Этих документов будет достаточно для переездов внутри страны. В случае пересечения границы дополнительно потребуются также:

  • права международного образца;
  • фитосанитарный сертификат;
  • счет-фактура;
  • накладная по международным правилам;
  • Shipping Specification — описание всех единиц сырья с указанием их количества.

Расчет вместимости фуры

Интересно, что нет четкого показателя вместимости фуры. На него влияет вид древесины и ее влажность. Так, число загружаемых кубов может колебаться от 21 до 40. Первый показатель характерен для твердолиственных пород, а второй для сухой сосны. Больший вес напрямую связан с плотностью и влажностью дерева — наблюдается прямая пропорциональная зависимость.

Чтобы стало чуть понятнее, далее разъясним, сколько кубических метров леса поместится в 20-тонную фуру.

  • Сосна — 35–40 м³.
  • Лиственница — 28–30 м³.
  • Дуб — 21–23 м³.

Эти показатели справедливы для высушенной древесины. На максимальный объем также влияют пустоты при фасовке.

Сырое дерево закономерно весит больше. Но превышая допустимый объем, вы можете перегрузить транспорт, поставив под угрозу безопасность грузчиков, водителя и других участников дорожного движения. И за это справедливо будет выписан штраф. В фуре на 20 тонн расчетный объем равен 92 кубам. Сырая свежеспиленная сосна займет 25 кубов, но весить они будут как раз 20 тонн. Может показаться, что кузов можно загружать и дальше, но это максимально возможный показатель — дальше есть риск перевеса.

Что касается обрезной доски, то ее возможный объем тоже завязан на влажности. Хотя такой пиломатериал меньше и компактнее цельных бревен, но вес отличается не так уж сильно. Поэтому в кузов поместится 28–30 м³ сырой доски и до 45 м³ — сухой.

Стоимость

Цена доставки леса может показаться завышенной, однако важно понимать, что перегруз ради экономии недопустим. На это пойдут только недобросовестные перевозчики. Как уже говорили ранее, нельзя заполнять более трети кузова. Стоимость транспортировки кубометра леса возрастает именно из этого правила в 2–3 раза. Начальной ценой можно считать от 150 рублей за км. Если такой вариант не устраивает, можно организовать перевозку лесоматериала по железной дороге или найти транспорт большего объема — 40–50 тонн.

Подведем итоги

Итак, мы подробно пояснили, как рассчитывается загрузка фуры и почему важно не допустить перевес. Возможность взять больше товара остается на совести водителя. Но помните о вероятных проблемах с ДПС, повышенном риске возникновения опасных ситуаций на дорогах и о преждевременном износе машины.

Соблюдайте правила погрузки/разгрузки и обязательно оснастите фуру необходимым оборудованием для перевозки леса. Это в первую очередь вопрос безопасности. При расчете объема сырья всегда перепроверяйте породу дерева, уточняйте уровень влажности пиломатериалов. Так вы сможете сами рассчитать оптимальную загрузку фуры, избежите обмана и ненужных рисков.

WordPress Video Lightbox